МКОУ "Александровская СОШ"
С. Александровка
  • История одного экспоната

    Краеведение
    Наверное каждый помнит свою первую школьную парту. Одни думают о ней с нежностью, другие испытывают более грубые эмоции. Парта была с нами все школьные годы. А когда она появилась, и как менялась со временем? Рассказываем!
    15 сентября четверг
    История одного экспоната.

    Наверное каждый помнит свою первую школьную парту. Одни думают о ней с нежностью, другие испытывают более грубые эмоции. Парта была с нами все школьные годы. А когда она появилась, и как менялась со временем? Рассказываем!

    Школьные парты в современном понимании появились только в конце XIX века. До этого, в них просто не было надобности, ведь в школах детей училось не много, да и законов, обязывающих посещать учебное заведение не было. Многие с самого раннего возраста начинали помогать родителям, работать в поле, в мастерских, а позже и на фабриках. Только немногих счастливчиков сами родители или специально нанятые учителя обучали дома. Если же дети и ходили в школу, то учились за общими длинными столами в классах, а бедняки просто сидели на скамьях и писали на коленях. В древности ученики и писцы использовали глиняные, вощёные или деревянные дощечки, так было в древнем Риме, Греции и Египте. Намного позже в Европе появились первые специальные предметы мебели для учёбы и письма, это были конторки, поставцы, секретеры. Часто они снабжались множеством выдвижных ящичков и откидными крышками, что позволяло хранить внутри стола письменные принадлежности.

    Необходимость в специальной школьной мебели появилась в конце XIX века. И вот почему. Образование в России стало массовым только после 1861 года, когда была проведена крестьянская реформа, упразднившая крепостное право. Во множестве стали открываться народные и крестьянские школы, росло число гимназий и реальных училищ, учеников в классах становилось всё больше. Тогда же стали заметны и негативные последствия учебы, их позже назовут школьными заболеваниями. Молодой петербургский офтальмолог, Фёдор Фёдорович Эрисман одним из первых предположил, что снижение остроты зрения и нарушения осанки у гимназистов выпускных классов связаны именно с образовательным процессом. Он же предложил изящный и простой способ предотвращения этих неприятных последствий. Фёдор Фёдорович разработал конструкцию школьной парты позволяющей ученикам сохранять оптимальное положение тела во время уроков

    Скамья и стол этой одноместной парты были прочно скреплены между собой, столешница наклонена, невысокая спинка скамьи комфортно поддерживала поясницу, подставка давала упор ногам. Такая конструкция не позволяла сидеть неправильно. Сутулиться сидя за такой партой просто невозможно, расстояние для чтения и письма оптимальное. К тому же, новая парта была проста в производстве, и отличалась антивандальной конструкцией, сломать её , даже постаравшись было очень сложно. У неё не было острых углов и выступающих элементов, ученики не могли об неё пораниться . В 1870 году по высочайшему указу Александра II парты Эрисмана стали обязательными для всех образовательных учреждений России. Изготавливали их из дуба, выпускали в четырех размерах, для учеников разного роста и возраста.

    Казалось, в парте идеально всё, но, через некоторое время обнаружились проблемы. Одноместные парты было сложно размещать в небольших помещениях, в основном это касалось сельских школ, где учеников было много, а классы не отличались просторностью.

    Сельский учитель Петр Феоктистович Коротков предложил изменить конструкцию, увеличить длину, чтобы за партой могли сидеть два ученика. Ещё, он дополнил её откидной крышкой, крючками для ранцев, углублениями для чернильницы и ручек, предложил разместить под столешницей полку для книг.Хочу такой сайт

    Именно такой, усовершенствованный Коротковым вариант парты Эрисмана и стал с 1887 года «золотым стандартом» школьной мебели на целых 150 лет. И только в семидесятых годах прошлого века в школах стали появляться не парты а столы, с горизонтальными столешницами.

    В наше время требования к учебной мебели строго регламентированы. Так, учитываются размеры, которые должны соответствовать росту ученика (например, ребенку ростом 130-145 см нужен стол высотой 58 см и стул с высотой сиденья 34 см, при росте 145-160 см, стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно). Регламентируется и порядок расстановки мебели в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не более 860 см. Меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, вся приобретаемая мебель должна иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie